Эксплуатация грузовых шин

Грузовая шина — это сложное инженерно-техническое изделие, которое к тому же имеет немалую стоимость. Суммарно только прямые затраты на грузовые шины и их эксплуатацию составляют до 10% от затрат грузового парка, не говоря уже о косвенных (например, таких как перерасход топлива или убытки от простоев). Поэтому мы рекомендуем выбирать грузовые шины не эмоционально, а рационально и последовательно. Данный материал поможет вам сориентироваться в том, на что обращать внимание в первую очередь.

Типоразмер шин

Рекомендуемый для использования типоразмер шины определяется производителем транспортного средства, и именно на рекомендации последнего нужно обращать внимание в первую очередь.

Тем не менее, иногда возникает оправданная необходимость в замене типоразмера шины, например, если рекомендуемый размер редок и возникают систематические проблемы с поиском шин (из-за чего транспорт простаивает). В этой ситуации мы рекомендуем не полагаться на случай, проконсультироваться со специалистами и, разумеется, убедиться в том, что модель шины-заменителя имеет необходимые для вашего транспорта индекс нагрузки и индекс скорости.

Место установки шин на осях транспортного средства

Строго соблюдайте соответствие места установки грузовой шины тому назначению, которое указано производителем шины. Грузовые шины универсального применения можно устанавливать на любую ось, но при этом следует помнить, что:

  • нагрузочная характеристика универсальной шины может не позволять использовать грузовую шину на отдельных осях ваших автомобилей;
  • на скользких дорогах в зимний период универсальная грузовая шина на ведущей оси ведет себя намного хуже, чем шина ведущей «специализации».

Мы настоятельно не рекомендуем устанавливать прицепные шины на управляемую ось грузового автомобиля! Мнимые выгоды такого решения с лихвой «компенсируются» возникающими при этом проблемами.

Никогда не следует использовать грузовые шины разной конструкции (радиальные и диагональные) совместно на одной оси.

Если у грузового транспортного средства на задней оси установлены обычные сдвоенные или одинарные низкопрофильные шины, то можно комплектовать обе его оси грузовыми шинами одной конструкции (или радиальными, или диагональными), а можно для каждой из осей использовать шины разных конструкций (на одну — радиальные, на другую — диагональные). Если у транспортного средства односкатная установка всех колес, тогда радиальные грузовые шины на передней оси можно использовать лишь в том случае, когда такие же по конструкции шины установлены на задней оси. У полноприводных транспортных средств все грузовые шины должны быть одинаковой конструкции — или радиальные, или диагональные.

Для прицепов и полуприцепов с одной осью можно использовать как радиальные, так и диагональные грузовые шины. Многоосные прицепы и полуприцепы допускают использование конструктивно смешанного вида шин на разных осях.
А вот грузовые шины на всех осях ведущего моста должны быть либо все радиальные, либо все диагональные.

Характер грузоперевозок

Производители грузовых шин указывают сферы рекомендованного использования шин. При проектировании и производстве шин в конструкцию вносятся элементы, которые оптимизируют характеристики грузовой шины для конкретного использования. Поэтому использование шин для условий, которые не рассматриваются для этой шины производителем, будет в большинстве случаев невыгодным.

Не стесняйтесь уточнять у вашего поставщика, соответствуют ли предлагаемые вам грузовые шины тем условиям, в которых они будут работать.

Экономическая целесообразность

Неправильным будет считать, что более дешевые грузовые шины выгоднее. Но и обратное тоже неверно.

Например, в особо жестких условиях (при эксплуатации на стройках, в каменных карьерах, на свалках) даже самые дорогие шины премиальных брендов будут выходить из строя стремительно и не дадут ощутимой выгоды по сравнению с более дешевыми аналогами. А при магистральных перевозках с круга рейсами в тысячи километров хороших европейских дорог, наоборот, дешевые шины мало что могут противопоставить премиальным брендам , шины которых демонстрируют пробеги в 500 000 км без нарезки и восстановления.

Поэтому экономическая целесообразность грузовой шины определяется исключительно стоимостью километра пробега шины. Именно этим параметром следует руководствоваться в выборе конкретной торговой марки и ценового сегмента. Идеальный вариант, чтобы стоимость километра пробега шины вы оценивали не со слов продавца, а по собственной статистике использования. Для этого необходимо наладить грамотную шинную политику в парке. Это требует определенных усилий, но, поверьте, это же и дает хорошие плоды.

И, кстати, если ваш поставщик не готов говорить о стоимости километра пробега, не готов подтверждать слова фактами или отзывами — есть серьезный повод задуматься, а не кота ли в мешке вам предлагают.

Факторы, влияющие на пробег грузовых шин и сокращение затрат на эксплуатацию

Действия, которые следует осуществлять водителям грузового автотранспорта, очень просты. В компании ООО «Город шин» их называют «Умная система». Эта система включает такие принципы:

  1. Правильно выбирать грузовые шины, исходя из характеристик ТС и условий его эксплуатации.
  2. Выполнять требования ЕО шин:
    • осмотр и оценка степени и характера износа;
    • удаление инородных предметов;
    • проверка и регулировка давления.
  3. Соблюдать правильную манеру вождения ТС.
  4. Не перегружать ТС.
  5. Своевременно производить ремонты повреждений.
  6. Не доводить износ шины до состояния свыше предельно допустимого.
  7. Своевременно устранять причины неравномерных износов.
  8. Периодически проверять усилие затяжки колесных гаек.
  9. Систематически выполнять (через каждые 45-50 тыс. км):
    • перестановки;
    • повторную балансировку;
    • проверку геометрии ходовой части ТС.
  10. Анализировать причины вывода шин из эксплуатации и устранять их.

Рецепт большого пробега

Пробег грузовых шин во многом зависит от их качества. Но в тоже время водители сами могут влиять на результаты ходимости. Нужно всего лишь выполнять ряд действий, существенно продлевающих срок службы шин.

Начинаем с покупки

В зависимости от того, где эксплуатируется автомобиль (категория дорог) и какая категория грузов перевозится, подбираются наиболее соответствующие шины (региональные, магистральные и т. д.). На магистрали от них требуется высокая износостойкость, в городе — усиленная конструкция каркаса и боковин, а для строительных шин актуален запас прочности и сопротивляемость повреждениям. Если на это не обращать внимания, шины в неподходящих условиях прослужат меньше. Правильный подбор шин — первое правило для ваших инвестиций.

Больше внимания

Ежедневное обслуживание грузовых шин у нас мало кто выполняет. Ну зачем заглядывать лишний раз в колеса? Обычно в пути водитель осматривает шины на предмет повреждений, и на этом все заканчивается.

А надо бы проверить равномерность износа, удалить посторонние предметы из протектора и измерить давление. На все потребуется минут 15, не больше. Но польза будет, поверьте.

На виражах

Агрессивный стиль вождения никогда не способствует достижению максимальных пробегов. Грузовые шины ведущей оси вынуждены постоянно передавать большой крутящий момент. Рулевые шины воспринимают серьёзные боковые нагрузки, когда автомобиль проходит повороты на большой скорости. Кроме того, все шины автопоезда подвергаются перегрузкам во время резких торможений, которые неизбежно случаются у «гонщиков». Все это негативно сказывается на сроке службы шин: появляется неравномерный износ (односторонний или двухсторонний — на рулевых шинах, продольный гребенчатый — на приводных), который, собственно, и является «уменьшителем» ходимости.

Лишние килограммы

Для каждой грузовой шины производитель определяет индекс нагрузки. Это значит, что шину можно нагружать лишь до определенного предела. Если этот предел превысить, шина может выйти из строя.

Учитывая состояние наших дорог, специалисты рекомендуют покупать грузовые шины с индексом нагрузки на 10% больше предполагаемой.

Если же вы возите перегрузы, не ждите больших пробегов от шин. Будьте готовы к появлению неравномерного (двухстороннего) износа, который может сократить срок службы шин на 50%.

Главное — вовремя

Грузовые шины не любят задержек с ремонтом. Не устраненное вовремя повреждение может стать причиной выхода грузовой шины из строя. Вода, попавшая на нити металлокорда, вызывает их коррозию, и уже через несколько недель шину можно будет выбросить.

Не забывайте также своевременно снимать шины с эксплуатации. Выгоднее продать грузовую шину как б/у или реализовать ее каркас, чем добивать ее до конца. С неравномерным износом нельзя тянуть время: чем раньше устраните причину, тем дольше прослужат шины.

Кстати, если не устранены причины неравномерного износа, то и на новых, вновь установленных шинах мы увидим эти же «родимые пятна», которым не смогут помочь никакие перестановки. Каждые 45-50 тыс. км нужно выполнять перестановку и повторную балансировку шин, а также регулировать геометрию ходовой части транспортного средства.